С 1 февраля в пилотном режиме вводится маркировка лекарственных препаратов

Правительство расширяет перечень товаров, подлежащих идентификации: с 1 февраля стартует эксперимент по маркировке лекарств. В пилотном режиме проект будет запущен в шести регионах и затронет 10% рынка.
С 2018 года механизм должен стать обязательным, охватив к концу года 100% выпускаемых препаратов. Столь короткие сроки вызывают беспокойство у участников рынка — на реализацию аналогичных проектов в Европе уходили годы. Кроме того, они предупреждают, что на аптечном рынке работает множество небольших компаний, контролировать которые будет довольно сложно.
Согласно опубликованному вчера постановлению правительства, эксперимент продлится до конца года, после этого маркировка станет обязательной. Введение механизма проводится в рамках приоритетного проекта правительства «Лекарства. Качество и безопасность», который курирует вице-премьер Ольга Голодец. На это мероприятие в 2017 году предусматривается 247 млн руб. в рамках текущего бюджетного финансирования ФНС.
Новый механизм позволит проверять легальность приобретаемых лекарств с помощью смартфона или сканера, установленного в аптеке. В Белом доме рассчитывают, что система позволит блокировать обращение подделок. По оценкам Минздрава, доля контрафактных лекарств в России составляет 0,8%.
Как пояснили в Росздравнадзоре, на начальном этапе маркировка охватит более 60 наименований. В том числе 30 — из списка жизненно необходимых и важнейших препаратов, 10 — для лечения высокозатратных нозологий. Объем маркируемых в пилотном режиме препаратов пока оценивается в 10% рынка.
Эксперимент будет проводиться на территории шести регионов — Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Нижегородской, Новгородской и Белгородской областей. К концу 2018 года маркировка должна охватить уже 100% выпускаемых препаратов — отслеживаться таким образом будет около 6 млрд упаковок в год.
В общей сложности нововведение коснется более 350 тыс. участников рынка: 1 тыс. производителей лекарств, около 100 тыс. медицинских и 250 тыс. аптечных организаций.
Маркировка лекарственных препаратов будет осуществляться производителями с использованием двухмерного штрихового кода. В правительстве заверяют, что это не приведет к удорожанию препаратов. Ранее для дорогостоящих препаратов предлагалась радиочастотная метка (аналогичная той, что уже используется при маркировке шуб). Однако от более дорогой RDIF-маркировки в итоге было решено отказаться.
Директор отдела по работе с госорганами и по юридическим вопросам компании «АстраЗенека Россия и Евразия» Ирина Иванищева полагает, что маркировка лекарственных препаратов — важная мера для противодействия контрафакту, поскольку она позволит проследить и правильно учесть товар в процессе его производства, транспортировки, хранения и продажи.
Впрочем, у участников рынка пока нет полного понимания того, как будет работать этот механизм. Как сказал «Ъ» источник на фармрынке, «пока главный вопрос — маркировку какого типа нам придется использовать, это мы узнаем из конкретных инструкций, которые Минздрав и Минпромторг разошлют участникам «пилота» в ближайшие дни». Также, по его словам, беспокойство компаний вызывают сроки реализации проекта — в Европе на аналогичные мероприятия уходили годы. «Для больших сетей как сроки, так и предполагаемые расходы по проекту маркировки не представляют существенной проблемы, однако на аптечном рынке также работает много небольших компаний, и проконтролировать их все, в случае если маркировка станет обязательной, будет довольно сложно»,— сообщил «Ъ» источник в аптечной сети «36,6» [Коммерсант]. http://www.kommersant.ru/doc/3205953